Штольни Кавказских Минеральных Вод

"Я натравлю на тебя двух негров наркоманов с мотоперфоратором и
гидравлическими ножницами…"
(В. Батарейкин)

Итак, что мы имеем? Сегодня (5.08.2002) я вернулся из Пятигорска. Там действительно добывали уран и действительно закрытым способом. Вот так, всем известный курортный город оказался еще и местом добычи урана в промышленных масштабах.

Судя по различного рода упоминаниям в статьях и по опросу местных жителей, в целом по К.М.В. имеется большое кол-во подземных разработок, в том числе, встречаются упоминания о добыче угля в Кисловодске и урана в Пятигорске.

В этом отчете приводится некоторая информация о подземных выработках горы Бештау. Вообще то это вроде как целая группа вершин, высочайшая из них и называется Бештау. Гора расположена в окрестностях городов Пятигорск и Лермонтов и имеет высоту порядка полутора тысяч метров. Сведений по минералогии у меня к сожалению нет. Согласно опросным данным начало разработок следует отнести к промежутку 1953–1956 г. Примерно в этот же период, а точнее в 1956 году, был основан город Лермонтов. Собственно он и был заложен именно благодаря урановому руднику. Относительно окончания добычи точной информации нет, но известно, что закончилась она в конце 80-х, начале 90-х годов.

Окрестности г. Бештау на карте Генерального Штаба 1985 г. (180 кб) Для получения более полного варианта кликнуть мышом

г. Бештау на карте Генерального Штаба (1985 г.)

Цифрами обозначены:
1)
Домик лесника 2) Район поисков на второй день

Со слов жителей Лермонтова известно что штольни находятся как на юго-восточном склоне обращенном к Пятигорску, так и со стороны Лермонтова (западный склон). Причем со стороны Пятигорска их больше. Точное количество штолен не известно. Со стороны Пятигорска за несколько часов ходьбы по склону было насчитано более десятка различной степени сохранности входов. На фото одного из входов заметен кем-то старательно сбитый номер штольни (№ 42). Есть информация что в после окончания добычи некоторые из тщательно взорванных или забетонированных входов в штольни были повторно вскрыты охотниками за цветным металлом. После репортажа одной из московских телекомпаний часть этих открытых входов была замурована.

Осмотр местности в виду ограниченного времени носил крайне поверхностный и локальный характер. От конечной остановки авт. № 112 А (маршрут Пятигорск–Лермонтов), пересекая нижнюю асфальтированную дорогу от бывшего пионер лагеря поднялись до домика лесника. Практически от ворот дома идет ветка кольцевой грунтовой дороги налево — к "орлиным скалам" (фото 1), направо — непонятно куда и подъем наверх к перевалу. Дорога в удовлетворительном состоянии, хотя сильно сомневаюсь в возможности уехать куда либо дальше домика лесника. Подъем к перевалу это также бывшая автодорога, которая практически сразу превращается в достаточно круто уходящую вверх тропу.

От дома лесника свернули по левой ветке дороги, та что к "орлиным скалам" и прошли около пятьсот метров и столкнулись с интересным объектом. Это вероятно ранее огороженный холм или насыпь примерно 10 на 10 метров перед тропинкой ведущей к этому холмику красовалась хорошо различимая табличка "Запретная зона" (фото 2). На вершине этого холмика обнаружилась небольшая полянка, на которой уместилось пара конструкций сильно напоминающих городские распределительные щиты телефонной связи. Также из земли торчало три или четыре трубы на торце каждой из которой было приварено по воздушному фильтру армейского образца, из тех что ставят в бомбоубежищах (фото 3). И наконец, ближе к естественному склону горы находилась, явно недавно покрашенная в темно-серый цвет металлическая заглубленная в грунт бочкообразная конструкция. В боку этой своеобразной шахты имелась опечатанная дверь с новеньким замком.(фото 4)

После этого вернувшись к домику лесника начали подъем на перевал. Примерно в двадцати метрах от ворот дома, радом с плакатом, запрещающим охоту или что-то в этом роде, находится развилка от которой и начинается круто взбирающаяся вверх тропинка на перевал. Поднимались довольно быстро. Недавно прошли дожди, так что по дороге часто натыкались на грандиозные промоины и осыпи.

Наконец, взобравшись на перевал обозрели окрестности. За спиной Лермонтов, впереди спуск к верхней кольцевой дороге Бештау или, если спустится ниже, к Железноводску. Справа подъем к вершине, там вроде стоит "Храм Солнца" (не знаю что это такое) и где то там рядом пара открытых и доступных для посещения штолен. По словам Николая, на вершине ранее стояли пограничники. Охраняли они станцию слежения ПВО, теперь их там нет.

Решили не поднимаясь на вершину спускаться вниз и идти пешком по кольцевой до Пятигорска. Спуск занял около часа. Тропинка в начале очень крутая и скользкая постепенно становится более пологой. Где-то на половине пути видели нечто напоминающее взорванный вход в штольню. Отвал перед склоном, на нем установлена металлическая сварная конструкция напоминающая отбойник на автотрассах. Из склона торчат несколько шпуробуров. И все. Пока спускались видели пару тропинок про которые Николай сказал что уходят они на штольни. Тропинка местами оказалась сильно размыта но сложностей по ходу спуска не возникло.

Спустились на верхнюю кольцевую дорогу. Везде масса старых, уже давно заросших молодыми деревцами и кустарником отвалов. Вообще видно что теперь слегка оплывший склон раньше был весь изрезан террасами. У дороги, практически рядом с тропинкой остатки какого то сильно разрушенного строения. В центре посреди снесенных стен стоит четырехметровая Н-образная железобетонная конструкция (фото 5). Нам сказали что это остатки здания где раньше стояла лебедка таскавшая вагонетки из штольни. Рядом, по дороге виден сложенный из бута гротик-беседка (фото 6), что это на самом деле понять трудно. Возможно и правда заложенный вход.

Верхняя кольцевая дорога уходит, если смотреть вниз по склону, налево к Железноводску и направо на Иноземцево и далее к Пятигорску. Сделав несколько снимков двинулись в сторону Пятигорска. Самое интересное, что грунтовая дорога по которой мы шли, за исключением всего нескольких глубоких промоин пригодна для проезда автотранспорта.

Шли до Пятигорска почти два с половиной часа. Везде лиственный лес. На придорожных скалах какой-то просветленный товарищ весьма красиво высек разные "жизнеутверждающие" тексты из библии. До спуска с кольцевой на Иноземцево мне, по крайней мере на первый взгляд, не удалось заметить ничего примечательного. Дальше все становится несколько "урбанизированно". Чаще попадается различный техногенный мусор, виниловая изоляция от кабеля и горки заржавленных спиралей оплетки. Оставив Иноземцево позади вышли на оголенный участок дороги. Если присмотреться, то с него видно старые опоры ЛЭП старое здание подстанции? и дорогу на Пятигорск.

От этого участка и далее до развилки на Пятигорск видели две тропинки про которые Николай нам сказал что это ответвления на штольни. (Позднее, правда, оказалось что тропинок таких гораздо больше.) Дошли до развилка на Пятигорск. Кольцевая дорога уходит дальше в поселок горняков, теперь там дачи и периодически ездят машины. По словам Николая там раньше была пара открытых штолен, что теперь неизвестно.

Перекресток на котором пересекаются дорога вниз и кольцевая интересен. Рядом расположена старая опора ЛЭП и заросшее травой одноэтажное длинное здание по планировке похоже жилое или административное. Имеется небольшой подвал из двух комнат, похоже там что-то горело.

Через день был произведен более или менее подробный осмотр склона Бештау со стороны Пятигорска. Подъем на Бештау начинается от местного авторынка, мимо довольно большого стадиона. Через промзону дорога идет круто вверх и асфальт сменяется грунтом. Минуя строе здание подстанци, теперь там располагается что-то типа автотранспортного предприятия, поднимаемся по дороге выше до перекрестка. Налево идет дорога на поселок горняков, к дачам, направо на Иноземцево и далее к Железноводску и перевалу со спуском к Лермонтову.

Вид на г. Бештау со стороны Пятигорска (подъем от авторынка).

г. Бештау (дорога от авторынка)

На перекрестке также торчат опоры ЛЭП (фото 7) и есть остатки старого продолговатого одноэтажного здания. При более детальном осмотре этой территории было обнаружено еще несколько интересных мест. Если не сворачивать на поселок, а пройти совсем немного на юго-восток, вдоль боковой стены первого здания можно выйти на небольшую полянку с остатками еще одного строения. Этот двухэтажный дом вероятнее всего раньше был зданием электроподстанции и компрессорной. Все оборудование кроме нескольких небольших опор электропередачи снято. На полу валяется много перфократ.

Если пройти еще немного дальше, станет заметна бетонная обделка первого найденного мной здесь входа в штольню. При ближайшем рассмотрении выяснилось что явные попытки проникнуть в штольню были. Правда разбиты почему-то два боковых борта обделки входа, а не сама пробка закрывающая вход. Возможно кто-то пытался прокопаться сверху склона, но возможно что это лишь плод моей фантазии. Сверху на бетоне не без труда можно прочесть кем-то старательно сбитую надпись курсивом — "Штольня 42" (фото 8). Из-за бетонной заделки (она не примыкает вплотную к потолку) дует довольно чувствительный сквозняк.

Без особых результатов побродив еще немного по этой полянке решил двигаться в сторону дороги на Иноземцево, т.е. по той дороге которой мы возвращались через перевал когда шли из Лермонтова. Состояние дороги практически везде удовлетворительное и допускало бы проезд на легковом автомобиле, если бы не одна досадная деталь — к сожалению, в нескольких местах есть глубокие промоины, так что колесить туда обратно в этом году было бы все равно невозможно. Почти сразу влево (на северо-восток) уходит тропинка, с левой стороны которой, на дне небольшой лощины расположены идущие один за другим несколько отвалов и текущий в ложбине между ними ручеек. Если спуститься вниз и приглядеться к этим отвалам то в нескольких местах можно обнаружить торчащие из их склона рельсы. Дальше можно идти либо прямо по руслу ручья, либо немного выше по тропинке вдоль отвалов. Если смотреть с тропинки, то вниз по течению можно насчитать пару довольно немаленьких метра 3 в диаметре провальных воронки. Из отвалов, частенько торчат рельсы. Если прыгать по каменистому руслу ручейка, то спустя метров двести ниже по течению начинаешь понимать что топаешь по самому настоящему бетону. И буквально через пару метров выходишь к совершенно необычному сооружению.

Это было старое русло реки, с дном усыпанным мелким гравием и песком, разделенное вдоль двумя широкими бетонными отбойниками. При детальном осмотре на склоне был обнаружен почти двухметровый холм с торчащими из него рельсами. Рядом, левее и немного выше, по сухому руслу небольшого ручейка была обнаружена башенка из бетонных блоков (фото 9, фото 10, фото 11), очень сильно напоминающая по конструкции аварийный выход из бомбоубежища. Из нее сильно веет холодом, так что в радиусе пятнадцати метров достаточно зябко. При осмотре башенки были найдены старательно заделанные следы взлома. Ломали как через верх, так и были попытки проломить бетон у основания. Сверху и сбоку на металлические щиты нанесены предупреждающие надписи: "Опасно, радиационное загрязнение!" (фото 12) Хорошо заметны следы от ранее нанесенных надписей того же содержания, но стертых. Видимо периодически кто-то их обновляет.

В самом русле ручейка были найдены остатки какого-то измерительного прибора, светильник шахтный, типа РН и металлические трубы.

Если продолжать подъем по руслу вверх по течению, и пересечь, верхнюю кольцевую дорогу, с перекинутым через русло этого ручейка весьма своеобразным мостиком из лежащих штабелем металлических вентиляционных труб, то почти сразу можно выйти к провалу, глубиной 5–6 метров. На дне конус и круто уходящая вниз осыпь. По пути встречается еще несколько провальных воронок с обеих сторон русла. Поднимаясь еще дальше вверх по течению, можно найти множество достаточно крупных глыб с отверстиями шпуров. Попалось также колесо от вагонетки.

Дойдя до сильно размытого участка с крутыми отвалами породы, можно подняться наверх, по пути была найдена шестигранная штанга от бурильной машины. Наверху оказалась довольно большая поляна с остовом какого-то разрушенного здания посередине. Разрушенного очень основательно, перекрученная арматура, перемолотые бетонные плиты — взрывали они его, что ли? Были найдены какие-то металлоконструкции напомнившие мне остатки шахты грузового лифта. По периметру полянки кое-где стояли покосившиеся бетонные столбы при детальном рассмотрении оказавшиеся вкопанными до половины рудничными шпалами, с растянутыми на них обрывками колючей проволоки. Тут что и правда зэки работали? Наверх и вниз уходила дорога, но пришлось не тратя времени на дальнейшую разведку идти вниз.

По пути было пройдено еще одно ответвление дороги в лево (если спускаться , т.е. лицом от склона). Перейдя через довольно сильно размытое русло очередного ручья по двум металлическим трубам большого диаметра заметил какую то ферменную конструкцию, чем-то напоминающую опору ЛЭП. Дальше не пошел и возвратился на дорогу которая идет вниз.

Спуск занял еще около пяти минут. Дорога вывела практически к тому месту от которого начался путь. Круг замкнулся :). На самом деле выйти пришлось на тот участок кольцевой дороги который ведет к поселку горняков, где по словам Николая должны были находиться еще штольни. К слову, прямо на дороге лежал раздавленный корпус самоспасателя и торчал кусок буровой штанги.

На этом участке расположено еще одно интересное место. Практически к самой дороге примыкает огороженная металлическими трубами с приваренными по периметру тросами выкрашенными в красный цвет, площадка примерно 4 Х 4 метра, с табличками "Запретная зона" на каждой из четырех сторон. Внутри этой загородки находится залитый бетоном вход в штольню, причем из под бетона проглядывают куски армированного толстого полиэтилена. Из вершины, угадываемого свода торчит, как мне показалось, кусок монорельса. Не исключено что и тут кто-то пытался копать. Скорее всего неудачно. Площадка была огорожена и ранее, были найдены следы опор и колючей проволоки.

Дорога на Иноземцево (г. Бештау)

Дорога на Иноземцево (г. Бештау)

Если присмотреться к окрестностям то тут и там видны разного рода металлоконструкции и торчащие из земли трубы среди которых был найден корпус шахтного вентилятора. Также, немного далее на дороге виден остов какой-то будки — компрессорная?

PS. Наш проводник, Николай, имел информацию о шести штольнях, в три из которых была возможность попасть. Общее количество штолен не установлено, на одной из них сохранился номер 42. Количество провальных воронок и заваленных входов просто ужасает. Радиационный фон составляет приблизительно 36 мкр/ч., на вентиляционном оголовке одной из штолен имелись предупредительные надписи о радиационном загрязнении. По замерам Николая, выполненным дозиметрами марки ДКГ–01–И, ДБГ–01–М, радиационный фон у одного из провалов достигал 150 мкр/ч.

PPS. В ходе этого очень поверхностного осмотра местности так и не было найдено ни одного пригодного для проникновения входа. Увы, скорее всего, по всему тому что было обнаружено в ходе этого осмотра требуется достаточно большой объем вскрышных работ. Либо раскопок взорванных входов, либо взлома залитых бетоном. Представляется возможным проникнуть через башенку с предупредительными надписями, но необходимы домкраты, а лучше термитные карандаши. Кроме того, неплохо бы раздобыть дозиметр.

Батарейкин В. 5.08.2002

Дополнительный материал:

Общая схема района поисков (второй день) Схема не совсем претендует на точность, но это то что мне удалось запомнить и (спустя месяц, имейте в виду! ;)) зарисовать.

Что у нас в мае было… Отчет Долотова Юрия о весенних экспедициях. Источник: Архив доски объявлений ЛСП http://uzm.narod.ru/archive/… (02.06.2000). Также есть упоминания и про Ростовские подземелья.

Урановые месторождения около Бештау Очень познавательный диалог на тему штолен. Обязятельно читать. Источник: Сайт "Радио Свобода" http://www.svoboda.org/programs/… (11.07.2001) Тут объясняется когда начались и закончились разработки и многие другие интересные факты.

 

ВышеНа поверхностьГлубже

 

По всем вопросам предложениям
и комментариям: mailto:murka667@bk.ru
  Copyleft © 2002 comrades team
Мы нуждаемся в ваших исправлениях и дополнениях. Будем рады опубликовать интересный материал. При цитировании желательно ставить ссылку. Мнение может не совпадать. Все виды активности опасны. Коммерческое использование материалов сайта только по согласованию с авторами.
Hosted by uCoz